Таро

Земную жизнь пройдя до половины…

Повешенный — двенадцатый Старший Аркан в картах Таро. Аркан неоднозначный, но, несмотря на всю свою мрачность, которая так пугает многих людей, несущий позитив.

Помни, сын земли, что самоотвержение есть божественный закон, от которого никто не может быть освобожден. Но не жди от людей ничего, кроме неблагодарности и прости даже самым жестоким врагам своим, ибо тот, кто не прощает на земле, будет осужден в загробной жизни и приговорен к вечному одиночеству.
Папюс

Ты возьмешь только то, что поймешь,
а поймешь только то, что исправишь.
Ты оставишь все, что возьмешь,
и возьмешь, что оставишь.
Владимир Леви

В любой игре всегда есть соперник и всегда есть жертва. Вся хитрость — вовремя осознать, что ты стал вторым, и сделаться первым.
Из фильма «Револьвер»

Повешенный Универсальный ключ тароПовешенный — одна из карт, призывающая нас обратиться к духовному аспекту жизни, переосмыслив события, в ней происходящие. На предыдущей остановке, в горах, где обитает Отшельник, идущий по пути героя Шут уже получал шанс обдумать свою жизнь и зажечь в своем сердце фонарь знаний, мудрости и духовности, но, похоже, не внял словам старого мудреца Отшельника, призывавшего его прислушаться к своему сердцу и подумать о душе. Иначе бы не висел сейчас вниз головой. Но щедрая Вселенная решила дать Шуту еще одну возможность обрести себя и найти верную дорогу, лишив его в некоторой степени свободы и возможности действовать во внешнем мире, ведь, в большинстве случаев простые смертные вспоминают о Боге, лишь лишаясь материальных благ и пребывая в бедственном и крайне «неудобном» для жизни положении. В это вынужденное зависание попадают все, кто исказил истину, сосредоточился на мире материальном, забыв о том, что он, прежде всего, душа, а не тело.

Описание карты и символика

Прямая и перевернутая карта «Повешенного»

Красивый юноша подвешен за правую (или левую) ногу на Т-образном кресте (или меж двух деревьев). Ноги Повешенного образуют крест, а положение рук — треугольник.

Кресту, как и квадрату, соответствует число «четыре», что в символике и искусстве Запада соответствует всему земному. В противоположность этому треугольник и соответствующее ему число три обозначают божественное. Поэтому положение Повешенного — это символ „неправильного» мира, в который он попал, где божественное оказалось внизу, а земное — наверху. Иными словами, все самое главное, важное, значимое погребено под земным — человек застрял на месте в своем развитии. Увидев кого-то в такой прискорбной ситуации, мы, разумеется, дали бы ему добрый совет: перевернуться, встать на ноги. Процессу „переворачивания» и будет посвящен весь дальнейший путь, о чем свидетельствует сопоставление этой карты с последним из Старших Арканов.

Перевернув 12, число Повешенного, мы получим 21. Именно 21-й картой завершается Путешествие Героя; она обозначает вновь обретенный рай, а на другом уровне — обретение целостности. Если сравнить обе карты, то фигура на двадцать первой карте будет похожа на перевернутого Повешенного. Перекрещенные ноги у нее внизу, а открытые руки вверху напоминают треугольник. Обездвиженность Повешенного сменилась танцем. Путь из „неправильного» в „правильный» мир найден»¹.

Карта «Мир» в Таро Райдера-Уэйта

Кроме того, поза Повешенного с закинутой под углом 90 градусов одной ногой за другую отсылает нас к карте Император, которого часто изображают со скрещенными, как у Повешенного, ногами, в форме цифры 4 (например, в Египетском таро, или в Таро Г.О.М, где Император стоит, поджав одну ногу).

«Император» в Египетском таро

Находясь еще на «уровне» Императора, путешествующий Шут получил шанс развиваться от мира материального к миру духовному (Император в Египетском таро сидит на кубическом камне, а его ноги образуют цифру четыре и треугольник), но не воспользовался им и сейчас, увлекшись материальными благами, вынужден за это расплачиваться. Но он не страдает от этого. В большинстве колод его лицо излучает свет, а на губах играет легкая улыбка. Он словно рад своему зависанию, потому что ему больше не надо никуда идти, а можно провести время в тишине и покое, пусть и вынужденном.

Молодой человек в 12-м аркане висит с открытыми глазами — он видит происходящее и оценивает его, значит, он осознает свое положение, ничто не ускользает от него.

В колодах более раннего периода, «дорайдеровских», герой подвешен за левую ногу. Начиная с колоды Райдера-Уэйта, появляются оба варианта, в частности в колоде Уэйта, Повешенный привязан за правую ногу, что указывает его сознательный выбор этого неудобного положения вниз головой. Но Повешенный (или, как его еще называют, Висельник) может шевелить левой ногой, символизирующей подсознание, чтобы находить ответы в своем внутреннем мире.

По словам Хайо Банцхафа, «Уэйт изменил эту символику, чтобы подчеркнуть, что могут быть веские причины к тому, чтобы принять такое положение сознательно (правая сторона): надо не ждать, пока судьба вынудит нас изменить направление, а всякий раз сознательно принимать такую позицию, чтобы под этим совершенно непривычным нам углом зрения, стоя на голове, увидеть новые важные вещи. Вот почему голова Повешенного окружена нимбом: это означает, что в нее вошел свет».

Нимб также является своеобразным облаком вдохновения, свидетельствует о раздумьях, в которые погружен Повешенный, духовных устремлениях и божественной защите.

В некоторых колодах из карманов юноши высыпаются монеты, указывающие на необходимость отказаться от материальных «излишеств», принести их в жертву, чтобы получить шанс снова встать на ноги. Потерянные монеты — это интересный и точный символ, ведь, не лишившись чего то, мы редко хотим что-то менять и идти за новым, иногда лучшим и нужным. Поэтому Повешенного часто трактуют как Жертву. Пример этому: надоевшая, неинтересная работа, за которую держались, как за соломинку («лучше синица в руке»), из страха или нежелания внести коррективы, но «пришел» Повешенный, и с работы уволили. Шок, зависание, а затем необходимость действовать, и как результат, если урок усвоен хорошо, верно расставленные приоритеты — и награда: лучшая работа с большей заработной платой.

Т-образный крест, на котором висит человек, — знак адепта (посвященного), символ исцеления и посвящения. Иногда это дерево с зелеными побегами — признаком роста новой силы. Веревка — связь с Космосом.

Юноша одет в красные штаны, желтые башмаки и голубой кафтан. Красный цвет обозначает любовь к жизни, активность, желтый — поступки, желания и страсти, которые утратили прежнее значение, голубой — связь с подсознанием и тонким миром, а также является указанием на стихию воды, к которой относится эта карта, и планету Нептун — высшую духовную планету.

Иероглиф элемента Воды также представляется в виде перевернутого треугольника. Уэйт ввел этот графический образ тремя способами: ветви и ствол дерева в форме буквы Т образуют перевернутый треугольник; контур скрещенных ног Повешенного напоминает перевернутый треугольник; два согнутых локтя и окруженная ореолом голова Повешенного тоже намечают перевернутый треугольник.

Кроме того, позу перевернутого Повешенного можно сравнить также и с отражением в воде — стихией, приписываемой этому пути.

Повешенный, как правило, изображен на мрачном фоне, часто напоминающем либо закат, либо ночь. Это время не для жизни, нахождение в нем не соответствует биологическим часам homo sapiens. Но ночь кончается, а значит, и Повешенный встанет на ноги рано или поздно.

«На еще более глубоком уровне эта карта олицетворяет человека, добровольно приносящего себя в жертву. Форма Т-образного креста напоминает греческую букву Тау (Τ), еврейский аналог ко¬торой, Тав (ת), сходен с изображением „виселицы» на карте Марсельского Таро. Однако в библейские времена эта буква, писавшаяся тогда почти точно так же, как греческая 36, считалась знаком избранности. Это была Каинова печать, которая, в противоположность всеобщему убеждению, была не позорищем, а указанием на то, что Бог взял этого человека под свою особую защиту (Быт. 4:16). У израильтян вплоть до эпохи судей такая татуировка делалась на лбу у членов царского рода, из числа которых избирали священного царя, который в конце своего правления приносил себя в жертву своему народу.

Соединенные вместе, 12-й и 21-й Арканы, Повешенный и Вселенная, образуют Анкх, древнеегипетский крест с колечком, состоящий из круга и жезла. В соединении этих символов женского и мужского начала египтяне видели символ жизни.

Пройти путь от Повешенного до Мира и объединить эти два полюса — и есть та великая задача, которая стоит перед нами. Прикованные к земному кресту (Повешенный), мы ощущаем сильнейшее стремление к раю (Вселенная). Что-то внутри нас ощущает этот зов Самости готовой повести наше „Я» к целостности, а на более высоком уровне и к Всеединству»¹.

Число 12

Число 12 — символично. Это произведение чисел 3 и 4, о которых шла речь выше. 12 месяцев — год, 12 часов — оборот стрелки на циферблате часов, 12 Апостолов у Христа, 12 лет — окончание детства и начало переходного периода у детей. Сумма всех чисел от 1 до 12 равна 78 — количеству карт в колоде таро. В любом случае — это часть чего-то целого, переход из одного состояния в другое. Именно поэтому Повешенный еще часто показывает человека, переживающего кризис среднего возраста.

В номере карты XII (12) сочетается число сознательного разума Мага (1) с числом женского подсознательного начала Верховной Жрицы (2). А при сложении они образуют «три» — цифру гармонии, которой наделена Императрица, совместившая в себе мудрость и земные блага. Но Императрица — это власть, а власть невозможна без жертв, поэтому карта несет в себе скрытую угрозу.

Архетипические мифологические персонажи

В мифологии карте Повешенный соответствуют Прометей, Один, а также Иисус, Будда, Мухаммед… Все эти персонажи архетипичны и объединены либо чистой идеей жертвенности и получения (или преподношения) даров через принесение себя в жертву, либо поиска духовного смысла через страдания.

Прометей («предвидящий») — в греческой мифологии сын титана Иапета от Фемиды или морской нимфы Климены. Прометей — благодетель людей, которых он защищал от Зевса, когда тот задумал истребить человечество и создать новую, лучшую расу. Прометей обучил людей ремеслам и похитил для них с небес огонь. Хотя он поддерживал Зевса в битве с титанами, бог наказал Прометея за помощь людям, приковав к скале в Кавказских горах. Каждый день орел клевал его печень, а за ночь печень отрастала снова, что превращало пытку в бесконечное мучение. Прометей мог освободиться, если бы раскрыл Зевсу свой секрет, заключавшийся в том, что сыну богини Фетиды суждено превзойти могуществом своего отца. Однако Прометей отказался выдать тайну и был освобожден лишь много поколений спустя Гераклом.

Один — персонаж, который провисел на мировом древе Иггдрасиле 9 дней, а сойдя на землю, нашел руны и преисполнился мудрости и знания:

«Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых».

Общее значение карты

Когда-то эту карту называли «Предатель» (предателей вешали именно так) и истолковывали в прямом смысле, как угрозу предательства или наказания за него. Однако название «Повешенный» появляется уже в XVI веке, а одно из французских наименований карты, Potence, прямо указывает на иное ее значение, ведь «потенцированием» называется возведение в новую степень, а в гомеопатии так называют процесс изготовления медикаментов, превращение ядов в лекарства.

В Египетском Таро карту называют Жертва, хотя современное значение Повешенного (в прямом положении) в том и состоит, что от тебя не требуется жертвы, она излишня².

Об этом же писал еще Артур Уэйт: «Символ XII ошибочно именовали картой мученичества, картой благоразумия, картой долга… Что до меня, то я просто считаю, что эта карта выражает взаимосвязь между Божественным началом и Вселенной в одном из ее аспектов. Кому дано понять, что в этой символике запечатлена вся история его высшей сущности, тому многое откроется о возможности великого пробуждения, и он узнает, что после священного Таинства Смерти приходит светлое таинство Воскресения».

Повешенный символизирует тупик, в котором мы находимся, или ловушку, в которую мы попали, выбрав неверный путь.

Повешенный олицетворяет также безысходность перед лицом Смерти, следующей карты, и все более настоятельную необходимость взглянуть этому предстоящему уделу прямо в глаза. Если мы будем отводить взгляд, вытесняя по мере сил даже самую мысль о нем из своего сознания, то останем¬ся в положении Повешенного — и рано или поздно превратимся в (еще) живого мертвеца, тогда как начинающийся здесь Путь инициации, ведущий к следующим картам, поможет нам стать свободным и живым человеком, и не просто живым, а живущим в мире со своею Смертью. Недаром Мартин Лютер Кинг говорил, что никто не свободен до тех пор, пока он боится смерти¹.

Повешенный символизирует все кризисные ситуации, вынуждающие нас отступать, а особенно самый главный кризис середины жизни, так называемый кризис среднего возраста. Именно с него начинает Данте свою «Божественную комедию»: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь…»

По мнению Евгения Колесова, в обыденном смысле Повешенный — это Учащийся: ведь, с одной стороны, учение — всегда принуждение, ограничение свободы, хоть и временное. С другой же это — новый, возможно, прямо противоположный привычному взгляд на вещи. В трансцендентном же плане это — Посвященный, познавший мистическую сторону вещей, но осознавший и невозможность вмешательства в их ход, а потому покоящийся, отдыхающий. Временные неудобства уже не в силах смутить его душу.

На практике эта карта означает необходимость учиться новому. Таким образом, это одна из карт, дающих положительный ответ на вопросы вроде: «поступит ли ребенок в институт?» Однако и людям взрослым она советует не держаться за старые представления, а попробовать найти новую точку зрения².

В перевернутой позиции означает, что человек не готов воспринимать новое, поэтому учеба и пересмотр старых взглядов маловероятны.

На событийном уровне Повешенный говорит о вынужденном перерыве, тупике; или машина не заводится как раз тогда, когда позарез надо ехать, или не можешь попасть к себе домой, потому что забыл ключи внутри; или после закрытия магазинов вдруг понимаешь, что забыл купить самое важное; или собрал чемоданы и не можешь найти заграничный паспорт, и т. п. Причины такого перерыва могут лежать и глубже (например, болезнь), так что из-за них не только останавливается какое-то конкретное дело, но меняется и вся жизнь.

Места, управляемые Повешенным

Места, в которых мы бываем по необходимости; нудный семинар; опостылевшая работа; вымученные родственные или дружеские сборища. Психиатрические больницы. Места уединений для медитации.

Литература

  1. Банцхаф Х. Таро и путешествие героя: Мифологическая подоплека Старших Арканов. М.: КСП+, 2002. — 272 с.
  2. Колесов Е. Азбука Таро. — М.: Росткнига, 2004. — 221 с.
  3. Банцхаф Х. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). — М.: КСП+, 2003. — 288 с.
  4. Хшановска А. Магия таро. Старшие Арканы. М.: ВШКА, 1999.
  5. Тогнетти А., Ленард Л. Таро. — М.: АСТ; Астрель, 2006. — 327 с.
  6. Грей Идэн. Учебник таро.
  7. Дрюри Невил. Таро. Пошаговое руководство по изучению — М.; РИПОЛ классик, 2008. — 192 с.
  8. Gadanie.spb.ru

Светлана Ihitara, iskrasveta.ru